- Æмцегдзинад – перевод
- см. ÆмцегдзинадАмцегдзинад – осетинская номинация аталычества – обычая передачи ребенка (обычно мальчика) на воспитание в чужую семью; широко практиковался среди феодальных верхов северокавказских горцев. В результате амцегдзинад между семьями воспитанника и его воспитателями устанавливалось родство, обозначаемое в осетинском языке термином æмцег. Обычай амцегдзинад охватывал, как минимум, две семьи, представлявшие всегда различные социальные группы. Воспитателями – аталыками детей осетинских феодалов (алдаров и баделят) были как лично свободные, но несшие феодальные повинности осетинские крестьяне (адамихаты, фарсаглаги), так и лично свободные грузинские и кабардинские крестьяне. Осетинские феодалы, отдавая своих детей на воспитание крестьянам, а иногда и уазданлагам соседних ущелий, брали, в свою очередь, на воспитание детей кабардинских феодалов. Но и в последнем случае обычай амцегдзинад охватывал осетинское крестьянство. Кормилицами воспитанников осетинских феодалов являлись, за крайне редким исключением, не жены последних, а женщины из числа зависимого крестьянства, обычно номылуста феодалов. Искусственное родство объединяло в этом случае уже три семьи, все члены которых считались по отношению друг к другу амцег или амцек. Амцег воспитатель учил своего воспитанника-амцега, или хъана умению обращаться с оружием, лошадью, обычаями своего и соседних народов, осетинскому языку (если воспитанник был сыном кабардинского князя), кабардинскому или грузинскому языку (если воспитанник был сыном осетинского феодала) и т.п. По истечении определенного срока (обычно, когда воспитаннику исполнялось 14-16 лет) воспитатель устраивал в своем доме пиршество, одаривал воспитанника оружием, верховой лошадью и праздничной верхней одеждой и отправлял его в дом родителей. Родители амцега (хъана), в свою очередь, также устраивали пиршество – æмцеджы куывд – и преподносили воспитателю соответствующие подарки – æмцеджы лæвар.
Словарь по этнографии и мифологии осетин. 2014.